В Париж на три дня
Сегодня я хочу рассказать о городе, который мы условно выбрали целью нашего евротура трехгодичной давности.
Речь пойдет о Париже.
Скажу сразу. Да простят меня влюбленные в этот город путешественники — любви у нас не случилось.
Я часто слышала рассказы друзей и знакомых, побывавших в Париже. Кого-то этот город покорил с первого взгляда и навсегда, заставив возвращаться сюда снова и снова.
Для кого-то стал откровенным разочарованием, видимо, не оправдав той славы города романтики, вдохновения и красоты, которая веками создавалась рассказами, стихами и полотнами, а позже уже и кинематографом…
Мы восприняли город трезво и, скорее всего, я мало кого удивлю, сказав, что впечатления остались двойственные.
С одной стороны, ту знаменитую атмосферу любви, утонченности, элегантности, которой, говорят, проникаются даже завзятые циники, мы так и не прочувствовали. И несмотря на отдельные приятные намеки на ее присутствие, было полно моментов, которые все же портили общую картину.
Но и целенаправленно умалять очевидные достоинства Парижа я не собираюсь. Если забыть о какой-то особенной атмосфере, а обратить внимание на древность города, его колорит и величие, то Париж действительно впечатляет. Он очень красив и порой меня даже по-настоящему восхищал.
В общем, с этой «логичной» ноты я, пожалуй, и начну рассказ о том, как прошли наши три дня в Париже. Покажу, что нам довелось посмотреть, что понравилось, а что пришлось совсем не по душе.
Кстати, мне интересно сравнить впечатления, так что если у вас есть, чем поделиться, буду рада вашему мнению. Мне правда очень любопытно.
По традиции уже, к городу мы подъехали ночью. Честно говоря, я не помню уже, с какой стороны мы подъезжали, так как уже полуспала. Но это точно была какая-то возвышенность, и с нее открывался волшебный вид на город, озаренный ночными огнями!
Я всегда любила такое зрелище, и до сих пор ругаю себя за то, что тогда не особо уделяла внимание фотографиям, и та картина у меня не сохранилась.
Пока искали отель, одновременно разглядывали ночной город. Было какое-то странное ощущение. Мы в таком знаменитом месте, а въехали, как в соседний район. Все-таки, когда прилетаешь на самолете, со всей этой возней с багажом и резким изменением окружающей картины, смена места чувствуется лучше и кажется какой-то более логичной что-ли.
Сквозь приоткрытое окно машины чувствовался запах весны и тепло весенней ночи. Даже по сравнению с Прагой, здесь было уже гораздо теплее. Радио уже несколько часов говорило по-французски, а теперь картину дополнили еще и французские указатели и афиши.
Отель нашелся быстро. Маленький, не сказать,что очень уютный, но вполне приличный отель Реймс мы забронировали заранее. Чего можно было и не делать, свободных мест было полно. Март, низкий сезон, все дела… Но с бронью надежнее.
Вы, наверное, знаете о делении Парижа на 20 районов. Они располагаются по спирали по часовой стрелке, начиная от центра. В первом округе, например, находится Эйфелева башня и другие известные достопримечательности.
Считается, что чем дальше от центра, тем неблагополучнее район. Точнее, менее престижен. Кроме этого, престижность определяется еще и географическим положением.
Наш отель находился в 19-м. Так что первое, что мы увидели при свете дня — были парижские задворки спальные районы города.
Сразу оговорюсь — нет, расположение не повлияло на общее впечатление от города. Потому что нормальный турист что делает? Правильно! Бороздит просторы вселенной, а не заседает в отеле круглые сутки.
Да и ничего криминального на наших глазах не происходило: ночью за окнами было тихо-спокойно, изредка шуршали велосипедные шины и была слышна французская речь.
Правда, в пользу того утверждения выступали два момента: во-первых, администратор гостиницы предупредил нас, что машину оставлять на улице рискованно; а во-вторых, в некоторых местах отчаянно попахивало травкой. Но в том же Питере где ж ею не попахивает?
В общем, район как район, обычный, серый, ничем не приметный. Но машину мы от греха подальше переставили в подземный паркинг в метрах трехстах от отеля.
Ну а мы, как нормальные туристы, все дни проводили в городе, в его известных и неизвестных местах.
Несмотря на то, что мы жили совсем недалеко от Монмартра, первым известным объектом в нашем маршруте стала Эйфелева башня.
Рядом с ней находится площадь Трокадеро и Дворец Шайо с одной из излюбленных путешественниками смотровых площадок Парижа. Отсюда-то мы башню впервые и увидели.
Ну как увидели… визуально вычленили ее очертания из-за спин толпы туристов. Местечко реально популярное, оно и ясно — отсюда и на башню, и на Марсово поле, и на самый большой городской фонтан ракурсы самые выгодные.
Конечно, в мыслях было подняться и на саму Эйфелеву башню, но когда мы увидели очередь, это желание мигом пропало. В ней пришлось бы простоять часа два, а тратить столько времени совсем не хотелось. Даже ради шикарных видов.
Кстати, уже потом я узнала, что на официальном сайте достопримечательности можно купить билеты на определенное время посещения, и не стоять в очереди.
Знаете, бывая в других городах как турист, я больше всего боюсь превратить прогулку по городу в «погоню за достопримечательностями». То есть, конечно, мне очень интересно их посмотреть, но если стремиться поставить галочку у каждой, то остальной, «нетуристический» город может стать мимолетным видением. Особенно, когда дней не так уж и много.
Так что мы выделили для себя пару-тройку мест, не увидеть которые, находясь в Париже, было бы просто преступлением, а остальное время решили посветить прогулкам по городу с разглядыванием улиц и архитектуры, парков, заходами в магазины, в кафе и прочие не слишком известные места.
Зелени и парков, мне показалось, в Париже не так уж и много. Во всяком случае, в сравнении с тем же Питером. Однако те зеленые оазисы, что нам попадались выглядели прелестно.
А вот улицы стали той первой «ложкой дегтя», которая никак не вязалась со званием одного из самых прекрасных городов. Нет, архитектура, внешняя красота зданий, оформление домов, витрин и офисов, разумеется, на высоком уровне. Но в глаза бросилось огромное количество мусора на дороге и тротуарах.
Специально я ничего не фотографировала. Но вот, к примеру, кадр, где Андрей выбирал настройки и щелкнул наобум.
И это центр.
Я бы рада была отметить, что листок случайно залетел, выдулся ветром из урны. Но это не так. Возле поребриков по всей длине улиц и тротуаров почти везде валялись бумажки, окурки, чеки и даже пластиковые бутылки.
Несколько раз мы видели, как маленькие бутылки из-под воды вылетают прямо из открытых окон едущих автомобилей. Я знаю, что Санкт-Петербург тоже нельзя назвать самым чистым городом мира, но такого я у нас не наблюдала.
Впрочем, акцентировать на этом внимание не хотелось, да и не получилось бы, потому что его знатно перетягивали витринные прелести, мимо которых мы не прошли.
Ну и просто несколько кадров парижских улиц.
Елисейские поля и Триумфальную арку увидеть получилось как-то мимоходом, уже под один из вечеров. Здесь я впервые обратила внимание на плотность автомобильного движения в городе.
Как-то привыкла думать, что в городах Европы движение не особо интенсивное, но здесь это явно не так. Впрочем, Париж и покрупнее будет. Второй по величине город Европы, если быть точнее.
Кстати, наша машина как была оставлена в паркинге, так там и оставалась до отъезда. По городу мы передвигались либо пешком, либо на метро, ибо история с парковками здесь та же, что и везде в Европе — платная и проблемная.
А сеть метро здесь ну очень развитая, и любая из станций, где бы вы ни находились, будет максимум в пятистах метрах от вас.
Вообще, Парижское метро заметно отличается от нашего. Хотя бы своей картой, где черт ногу сломит. Куча линий, плюс RER — пригородные электрички — все в одном котле. Нет, в принципе разобраться со всем этим не сложно, но чтобы не уехать не туда, надо быть ооочень внимательным.
Платформы часто расположены не в центре зала, как мы привыкли, а по краям. Поезда ходят между ними. Примерно, как в Купчино в Питере.
Часто поезда выныривают из подземки, и идут на поверхности. Большинство станций (а сейчас, наверное уже и все) оборудовано лифтами.
Вагоны внутри тоже выглядят иначе. Сиденья расположены не вдоль стен, а как в обычном автобусе — в ряд.
Даже таблички, что обозначают вход в метро, на разных станциях выглядят по-разному. Где-то просто разноцветные вывески, где-то надписи интересными шрифтами. Короче, затейники-французы постарались.
С метро, кстати, связан еще один момент, который внес свой вклад в копилку нехороших впечатлений, а именно откровенная попытка кражи. Не у нас, к счастью, но это дела не меняет, ибо никто не застрахован.
Парень, стоящий возле двери в метро, попытался вырвать айфон из рук девчонки, которая сидела рядом, и выскочить в закрывающуюся дверь. Девчонка сумела удержать телефон, но по ее лицу было видно, что она была ошарашена.
Может быть, для кого-то подобная картина не в новинку, но я такую ситуацию реально видела впервые, и даже для зрителя — ощущения не из приятных.
В общем-то, про парижское метро, чтобы все детально объяснить, надо писать отдельную статью. Но у меня нет ни толковых фоток, ни хорошо сохранившейся информации. Так что это уже после нашей следующей туда поездки.
Вернемся к нашим прогулкам.
Еще одной достопримечательностью стала площадь Лувра. В сам музей мы не ходили. Догадаться почему — не сложно. Опять же не хотелось галопом по европам. Но архитектура вокруг и сама площадь стоили внимания. А, ну и позабавил вид туристов, ваяющих фотошедевры в стиле «я держу Лувр на ладошке» и «Лувр — мой колокольчик». (Неужели до сих пор это кажется кому-то забавным?)
Обязательным к посещению стал загадочный и величественный Нотр-Дам-де-Пари. И не зря. До сего момента большинство тех мест, что мы видели хоть и производили впечатление и даже удивляли, но как-то не захватывали.
И, если честно, я ждала, встретится ли нам хоть что-то, что вызовет сильные эмоции восхищения?
И глядя на город с крыши Нотр-Дама, я наконец-то искренне и восхищенно ахнула!
Дорогие мои, сразу, сразу поднимайтесь наверх! Смотрите Париж с высоты, вдохновляйтесь!
Это Сите. Колыбель и стартовая точка истории города.
На меня всегда волшебным образом действует осознание старинности мест, где я нахожусь. Пусть это будут почти стертые в пыль руины, но если я знаю, что к ним прикасались люди, жившие несколько сотен лет назад, меня охватывает какой-то странный трепет и… ну пусть будет любопытство.
А здесь не руины, а целый город. Основанный, как-никак — внимание! — аж за три сотни лет до наступления нашей эры.
И пускай этот город уже миллион раз строен-перестроен, разрушен и возведен заново, осознание древности этого места добавило веса и значимости всей картине.
Здесь, на крыше собора, как-будто проходит другая жизнь города. Только в главной роли тут не разношерстная франкоговорящая толпа, а сборище уродливых и одновременно прекрасных готических монстров — химер и гаргулий.
Да, создания эти уже не такие древние. Их создали пару веков назад, чтобы подчеркнуть атмосферу Средневековья. Еще прозаичнее то, что гаргульи, по сути, не столько украшение собора, сколько функциональное изобретение, с помощью которого происходит отток дождевой воды.
Иначе говоря, некоторые из этих красавцев просто-напросто есть водосточные желобы.
А вот химеры — монстры, что олицетворяют силы зла и грехи человеческие, сидят здесь исключительно ради декора. Но как бы то ни было, атмосферу и те и другие создают, что надо! Особенно, посреди готических крыш и на высоте птичьего полета.
В общем, понравилось и впечатлило. Честно! Не зря мы тащились вверх, оттоптав, если верить проспекту, 402 ступеньки. Да и вариантов, собственно, не было — лифта в храме нет.
На Нотр-Дам мы поднимались ранним утром. И даже в такое время уже пришлось постоять в очереди. Правда, недолго. Внутрь пускают раз в 10-15 минут по 20 человек. Когда спустились вниз, а это было минут через 20, очередь выросла в несколько раз. Так что если есть желание подняться наверх, то приезжайте пораньше.
Зато чтобы просто зайти внутрь собора, никаких ухищрений не нужно — это действующий католический храм.
Рядом с храмом есть небольшой мостик через Сену, где можно повесить замочек. Вообще, почему-то подобные туристические фишки типа замочков, монеток в фонтаны, ленточек на деревья, я всегда игнорирую. Но тут что-то прям захотелось.
В сувенирной лавочке неподалеку купили замок с ключиком, взятым там же маркером написали имена и прикрепили замок к перилам. Вряд ли он там до сих пор висит, но вдруг!
Почти так же, как вдохновил вид с собора, нам пришелся по вкусу и Монмартр. Его мы увидели уже под вечер, когда возвращались в отель. Помните, он находился недалеко от нас.
Монмартр — огромный холм в 18 округе Парижа, который венчает собор Сакре-Кёр. Мне кажется, это идеальное место, чтобы провести теплый весенний вечер.
Правда, идти к нему пешком — удовольствие не из легких, так как на протяжении нескольких сотен метров к нему ведут непрерывно восходящие улицы. Однако, если никуда не спешить, то особого напряга не ощущается
На ступеньках и газоне перед собором народ отдыхает, читает, общается. Кто-то играет на инструментах, рассчитывая на осязаемую благодарность публики, и, надо сказать, приятно дополняет картину музыкальным сопровождением.
Главным козырем этого места для меня оказался просто потрясающий вид на город!
У подножия Монмартра очень много сувнирных лавок. Впрочем, как и любом другом месте возле известных достопримечательностей.
Мы же к сувенирам равнодушны, хотя в качестве привета для друзей и знакомых все-равно что-нибудь да привозим. Но и себе хочется оставить память о поездке, кроме впечатлений и фотографий.
Конечно, это должно быть что-то характерное исключительно для этой страны. Для Франции это, конечно же, парфюм. Так что моим сувениром стал флакончик одного из произведений правнучки Герлена Патриции Николаи.
Специально парфюмерный магазин мы не искали, но когда на одной из улиц увидели подходящую вывеску, то заглянули. Бутик выгляел ну очень аутентично! (Что ж я не снимала-то?)
Стеклянные пузырьки различной емкости, ароматические масла и ароматы для дома заманчиво расставлены по деревянным витринам. Консультант — мужчина, явно со знанием дела и более того, явной к нему любовью, помог определиться с выбором аромата.
До сих пор удивляюсь, как я на своем куцем английском умудрилась описать ему то, что хочу — теплый, древесный аромат, вызывающий в воображении уютный зимний вечер возле зажженного огня в каком-нибудь отдаленном снежном уголке.
Блин, счас у самой от этой ванили зубы заболят, простите. Но пробило меня в тот момент. Все-таки запахи творят с нашим восприятием действительности волшебные вещи.
Консультант помог, и аромат, что я выбрала, мне показался подходящим идеально. Но угадайте, какие ассоциации он вызывает у меня сейчас? Правильно. Парижская весна.
Кстати, несмотря на то, что парфюмерия Николаи относится к нишевому сегменту, цена на нее вполне вменяемая. За 30 мл я тогда заплатила около 40 евро.
Три дня пролетели мигом.
Очень трудно в один небольшой рассказ уложить весь спектр впечатлений и эмоций. Тем более, что он был очень широк — от невообразимого восхищения видами города сверху, подкрепленного исторической атмосферой, красотой парижских улиц и достопримечательностей, до раздражения и разочарования от какой-то неухоженности, суеты и толп народа.
Равнодушными нас Париж точно не оставил, но даже не смотря на всю ту массу приятных эмоций, которые подарил этот город, в душу он не запал.
Возможно дело здесь даже не в тех недостатках, которые бросились в глаза, так как, по сути, минусы есть в каждом городе. Скорее, виной тому стала не совпавшая с нашей энергетика мегаполиса, накопившего в себе память стольких веков.
Но, несмотря на то, что какого-то особенного отклика в наших сердцах Париж не нашел, это вовсе не значит, что мы туда больше не вернемся. Более того, я понимаю, что вернуться туда нужно, чтобы лучше его понять.
Ведь столько всего, что еще не довелось увидеть. Это и мерцающая огнями ночная Эйфелева башня, и блистательный Мулен Руж, и водная прогулка по Сене, и Дефанс, да и много чего еще, за что можно простить заметные недостатки. И возможно, в следующий раз взаимопонимания с прекрасным городом будет больше.
Ну а наш путь лежал дальше, к Лазурному побережью, через французские провинции, которые, в отличие от столицы, просто покорили своим безусловным очарованием.